Михаил Краснянский

Новый Исход (философская притча)


1. Слепец и поводырь

Лет 150 назад из далекой провинции в некую столицу  транспортировали гигантский валун, предназначенный для памятника какому-то царю или императору. Путь камня в столицу занял несколько лет…

Сотни лошадей запряжены  в  огромные  деревянные катки из бревен в три обхвата с помощью толстых канатов, но  и эти мощные бревна всё-таки продавливались камнем необъятных размеров. Тысячи солдат и служивых под громогласные команды, отчаянные крики, ржанье несчастный животных, треск бревен – передвигают всю  эту  конструкцию на крошечный отрезок многолетнего пути. Тут и там из грязи окружающего болота торчат ноги погибших лошадей; люди тоже гибнут - от травм,  тифа, от жизни... За камнем движется Постоялый Двор, где живут, отдыхают после  тяжкого труда, залечивают раны и напиваются по вечерам все участники этого грандиозного мероприятия.

Однажды на Постоялом Дворе появился слепой старик с юным  поводырем.  По вечерам старик играл на инструменте и пел, мальчик  подпевал.  Песни  были печальными. Их охотно кормили, давали теплый ночлег - и  всё  бесплатно,  за песни. Чего еще желать от жизни?..

Через несколько дней старик  тяжело заболел и уже не мог играть и петь. Юный поводырь попробовал играть  и  петь эти грустные песни сам - но он был не слепым стариком, а растерянным  мальчишкой, к тому же зрячим. Его не покормили и денег не дали. В этот  день  они легли спать голодными…

Старик не спал, он плакал в предчувствии близкой  кончины,  но плакал он не о себе, а о мальчике, которого любил и которого вот-вот вынужден будет оставить в этом жестоком мире, обрекая на голод, холод, смерть. Что делать?  И тут его осенило. Ведь он, старик, всегда был слепым, и это  всегда  давало пищу и теплый ночлег, а кроме того, избавляло от всяческих несчастий, которыми, говорят, полна жизнь зрячих людей. Старик принял решение. Собрав  последние силы, он нащупал в котомке нож, бесшумно  встал  и  с  безошибочным чутьем слепого подкрался к спящему мальчику. Но и мальчик не спал, он тоже  плакал, плакал о слепом старике. Увидев перед собой слепца с ножом, мальчик в ужасе выскочил из сарая в дождливую ночь. Слепец побрел  за  ним,  жалобно зовя его к себе. Вокруг были обрывы, ямы, вывороченные стволы -  в  любую минуту слепец мог разбиться, и мальчик, привыкший  его  оберегать,  не мог вот так бросить его и убежать, он лишь отбегал на несколько метров и останавливался в ожидании. Но тут слепец  подошел к краю обрыва: еще секунда - и он погибнет. Мальчик инстинктивно бросился к нему и оттащил от края. Слепец схватил мальчика и приставил нож  к его глазам. Мальчик всё понял.

- Не надо! Оставь мне глаза! - в ужасе закричал мальчишка.

- Зрячим ты умрешь от голода, холода и людской подлости! А  слепым - всегда будешь сыт и покоен.

- Я хочу видеть! - кричал мальчик.

- Что? Что видеть? Эту ужасную, бессмысленную жизнь?

Перед ними в свете факелов огромное  количество  людей и лошадей с помощью  брёвен и канатов передвигали проклятый гигантский камень, и всё это заливал холодный дождь.

- Зачем куда-то тянут какой-то камень? - продолжал убеждать слепец. -  Зачем гибнут люди и лошади? Какой в этом смысл? Ты это хочешь видеть?

- Я хочу видеть всё! Я хочу жить этой жизнью! Хочу! Хочу! Хочу! -  отчаянно кричал мальчик…

2. Очередь
Густая толпа людей  вытянулась в виде бесконечно длинной очереди; куда и за чем очередь - этого было не видать. Народ в  очереди  разный - белый, черный, желтый, разноязыкий. С видимого мне конца очередь эта  состоит только из очень молодых людей - юношей и девушек. Вот к краю очереди подходит красивая девушка, спрашивает  крайнего;  за нею - красивый юноша.  – «Ты последняя?» - «Я»  - «А у меня какой  номер будет?». - Он выслушивает и записывает ручкой прямо на ладони: 4.836.216.770. – «Ты откуда?» - «Школу только закончила» - «А я - музыкальный колледж»  - «Любишь музыку?» - «С трех лет, сколько помню себя. Знаешь, в прошлой жизни я уже был  поводырем у слепого музыканта, куски той, прошлой жизни мне  часто  снятся…» - Юноша вдруг затягивает старинную песню (эту песню в его прошлой жизни  пел  слепой старец). Между тем эта странная «очередь» движется вперед. Она медленно проходит через леса, горы, пустыни, фермы, поля, вокзалы городов, аэропорты, проходит сквозь цеха каких-то заводов, сквозь офисы,  кинотеатры, отели, бордели, больницы, кафе. При этом кто-то из толпы остается в цехе завода и становится к работающему конвейеру, или в зале  кинотеатра, где на экране идет бой, или задерживается  перекусить  бутербродом. Но и из тех же цехов, кинозалов и т.д. какие-то люди присоединяются к очереди. Иногда возле очереди появляются «посторонние» люди, как бы  не  являющиеся полноправными членами относительно благополучной  «очереди».  Оборванная женщина с дебильным ребенком просит подаяние; ребенок  периодически громко кричит, тогда женщина начинает его бить. Голый заросший мужчина, явно сумасшедший,  играет на скрипке свою сумасшедшую музыку, потом бросает скрипку на землю и мочится на неё. Молодая  женщина подходит к группе мужчин из очереди, поднимает юбку, под  которой  нет белья, и медленно садится на корточки.  Мужчины  пялятся  на  нее,  громко сглатывая слюну; женщина сидит с безразличным видом,  потом  молча поднимается, опускает юбку и, собрав плату со зрителей, уходит вдоль «очереди» вперед.

- Долго здесь быть, не знаешь? - спрашивает девушка.

- Говорят, очень, - отвечает юноша, потом после паузы неуверенно добавляет:

– Говорят, всю жизнь...

- И зачем это всё надо,  позвольте спросить? - вздыхает девушка.

- Кого спросить, кого?! - сердится юноша. - Все всегда так жили и живут, и мы такие же.

-А если я хочу жить не так? - спрашивает девушка.

- Тебе не позволят,- говорит юноша.

- Кто не позволит? Кто?! – кричит она. В этот момент далеко впереди, среди песков,  какой-то мужчина выскочил из очереди и побежал в сторону; его пытались удержать, но он вырвался. Он долго бежал, потом шел по песку, пока вдруг над ним завис военный вертолет, из которого вылетела веревка с петлей на конце - и  прямо мужику на шею. Вертолет взмыл вверх и понес мужика в  петле  низко  над очередью, на глазах которой он и кончился, вывалив синий язык. Толпа ликовала и плевала в труп.

- Смерть предателю! - кричала очередь.

- Кажется, там кого-то повесили? - в ужасе вскрикивает девушка.

- Это их дела, лучше в них не лезть, - шепчет юноша, крепко обнимая девушку и заставляя ее не глядеть на труп.

Юноша решает не стоять со всеми в «очереди», а выяснить, куда и зачем движется эта «очередь» и есть ли у нее вообще конец. Он выходит из толпы и пытается продвинуться  вперед.  Это занятие оказалось весьма небезопасным – за ним начинают  охотиться вертолеты. Продвигаясь вдоль «очереди» он видит, что народ  в ней становится все старше и старше. Постепенно,  в жестокой игре «в прятки» с вертолетами, Юноша сумел  пробиться  в  конец «очереди». Оказалось, что в своём «конце» она состоит из стариков и старух,  которые добровольно заходят в крематорий, где их усыпляют и сжигают,  т.к.  их жизненный путь завершен. Юноша пытается уговорить их не идти в печь, но они спрашивают его: «А куда идти?», и он не знает, что ответить... В  отчаянии Юноша побрел назад вдоль «очереди», рассказывая  всем о том, что он увидел впереди, кричал, что посвящать свою жизнь  удовлетворению собственных потребностей бессмысленно, что  деятельность  человечества на Земле направлена на самоуничтожение, что в таком  случае  результат жизни есть смерть, что нужно искать смысл жизни внутри себя, и  тогда эта очередь не будет вам нужна... Но ему не верили или боялись слушать. За ним опять охотились вертолеты.

К юноше подошел пьяный мужичок, его наряд состоял из расстёгнутых пуговиц, а походка у него была такая,  будто  он все время выходил из-за угла. Он сказал:

-Я вот не космонавт, не  олимпийский чемпион, я обыкновенный газированный человек - рубль  стакан...

- Я стихи написал, - перебил его юноша, - послушай:

А то, что нас  подстерегает,
Отнюдь не рок и не судьба,
А бестолковая пальба
По  подвернувшимся мишеням,
Но бремя тягостных решений
Нас, как проклятие, пугает…*

Мужичок испуганно убегает. Зато в очереди появились  рисованные  портретики Юноши, которые передавались и даже продавались тайком; его рассказы и стихи (тоже тайком) распространялись среди стоящих в очереди....
Но вот при очередном вираже вертолету удалось набросить петлю  на шею теперь уже бородатого Юноши. Вертолет взмывает вверх. Очередь  видит Юношу, парящего над толпой, но никакого вертолета и никакой  веревки нет. Он плывет по воздуху над очередью, и толпа падает на колени,  воздевая к нему руки и крича: «Истинно, истинно говоришь!» В этот  момент в небе вокруг Юноши появляются боевые вертолеты, а на земле под ним -  современные зенитные комплексы. Всё это наводится на парящего в небе Юношу  и открывает по нему огонь. Однако снаряды пролетают сквозь Юношу, не  причиняя ему никакого вреда. А вся очередь до самого горизонта, не обращая внимания на стрельбу, падает на колени и протягивает руки вверх, только вверх...

3. Хранитель пляжа

Перед нами огромный, бесконечный песчаный пляж, однако  моря  почему-то не видно. На пляже загорают, играют в мяч, выпивают  и  закусывают;  часть пляжа занимают нудисты, здесь же художники разрисовывают обнаженные  тела; играет небольшой любительский оркестрик. Между лежаками, зонтиками,  просто лежащими и стоящими людьми ходит единственный одетый  в  темный  костюм бородатый мужчина с красивым лицом, который непрерывно подбирает пакеты и банки из-под соков и пива и относит их в ящик для  мусора.  Это Хранитель пляжа. Молодые женщины пытаются завязать знакомство с этим красивым,  хотя и странноватым человеком. Одни предлагают ему выпить с ними, другие - раздеться позагорать, а третьи - даже заняться сексом, но Хранитель пляжа неизменно  отказывается.

-Но почему? - спрашивают его женщины.

-Видите ли, любое внешнее искушение – вкусная еда, алкоголь, секс, азартные игры, наркотики, деньги наконец, – манят человека преступить границу между наслаждением и саморазрушением.  Вы ищете наслаждений извне, я же - внутри себя. Поэтому вы полностью зависите от внешнего мира, вы его раб, я же - нет, я свободен.

Одна из женщин пытается познакомиться поближе, завязав интеллектуальный разговор,  и кажется, ей это удается.

- И что же - вы нашли для себя смысл жизни? – с улыбкой спрашивает она Хранителя пляжа.

- Смысл жизни, мадам, - в самой жизни, никакого другого смысла в ней нет.

-А как вас зовут?

-Илья, Илия, Элиас – как вам больше нравится, мадам.

- А до того, как вы пришли сюда, кем вы работали?

- В одной своей прошлой жизни я был поводырем у слепого музыканта, в другой своей жизни я был диссидентом, а в этой жизни я сразу пришел на Землю тем, кто я есть - Посланником.

- Почему же ваш Бог не научит людей, например,  излечиваться от всех болезней?

- Видите ли, мадам, Господь не учит исцелению от болезней. Он учит  каждого из нас - как жить со своими болезнями.

Вдруг на пляж въезжает большой тягач, который   тянет  за собой на платформе огромную роскошную яхту. Тягач тормозит, выскакивает водитель,  кричит: «Далеко еще до моря? Мне шестой причал нужен». – «Мы моря тут не  видели, говорят, до него километров пятьсот». Тягач едет дальше. Так как ему трудно маневрировать, все уступают ему дорогу, оттаскивая  лежаки,  выдергивая из песка зонтики и т.д., а то, что остается на пути, тягач  безжалостно подминает под себя. Вдруг какой-то голый раскрашенный парень взбирается на яхту.  Водитель,  увидев это в боковое зеркало, высовывается на ходу в окно и орет на нарушителя, но тот прячется где-то внутри яхты и не хочет  возвращаться  на  пляж. Постепенно, по мере движения тягача, все обитатели пляжа залезают на  яхту и обустраиваются на палубе. И вот уже на этой палубе загорают в  купальниках и без, выпивают, перекидывают мяч, там же играет знакомый оркестрик - и всё это едет к морю… Пляж пустеет, его одинокий Хранитель бежит за тягачом с яхтой и зовет  всех назад. Он кричит им, что не нужно ехать далеко к морю  за  удовольствиями,  что это путь в никуда, что всё нужно носить в себе и все эти ощущения должны быть даны нам свыше...

-Я помогу вам! - кричит он.  Никто его не слышит, все хотят к морю, к новым удовольствиям...

Но вот женщина, которая дольше других говорила с ним на пляже, слезает с яхты и медленно идет по песку к Хранителю пляжа.

-А я попаду когда-нибудь в рай, если пойду с вами? – кокетливо спросила она.

-Рай и ад находятся внутри нас, - серьёзно ответил Хранитель пляжа.

-Как это? – озадаченно спросила женщина, видимо, ожидавшая шутливого ответа.

Хранитель пляжа молча достал из кармана небольшой  предмет странного вида, напоминающий бинокль, и протянул его женщине.

-Посмотрите через него на небо, - повелел он.

Взглянув, женщина увидела две совершенно одинаковые комнаты. В каждой находился огромный круглый стол, на середине которого стоял большой котел, наполненный горячим пловом (аппетитный запах этого плова женщина почему-то ощутила). Вокруг стола  сидели люди. К руке каждого из них была прочно прикреплена ложка с длинной (около 1 метра) ручкой, из-за  чего ложку невозможно было поднести к своему рту. Люди в комнате слева выглядели голодными и больными, многие явно умирали от голода. Но люди в такой же комнате справа выглядели сытыми и оживленными.

-Я не понимаю, - произнесла женщина в недоумении, - в чем здесь разница?

Хранитель пляжа пояснил:

-В комнате слева собрались люди, которые в своей земной жизни думали только о себе и плевали на всех прочих, поэтому они умирают от голода. Это – ад. Люди же в другий комнате согласились кормить друг друга, поэтому они сыты. Это – рай. Свой рай и свой ад каждый из нас носит в себе, мадам.

В течение их беседы еще несколько пляжников подходят к Хранителю пляжа, и еще, и еще. Так  вокруг  него  собирается  человек 20-25. Остальных (их несколько сотен) тягач увозит к  морю.  Хранитель  пляжа поворачивается спиной к тягачу с яхтой и ведет свою немногочисленную паству вглубь песков.

...Куда приведёт их  новый Исход? ...

______________________
*) Стихи Л. Новикова

 Вернуться на главную